Как ни стараются люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать
ту землю, на которой они жмутся, как ни забивают камнями землю, чтобы ничего не росло
на ней, как ни счищают всякую пробивающуюся травку, как ни дымят каменным углем
и нефтью, — весна остается весною даже и в городе. Солнце греет, трава, оживая, растет
и зеленеет везде, где только не соскребли ее; галки, воробьи и голуби
История этой арестантки Масловой самая обыкновенная. Она была дочь, прижитая от проезжего цыгана незамужней дворовой женщиной в деревне у двух сестер-барышень помещиц. Катюше было три года, когда мать заболела и умерла. Старые барышни взяли Катюшу к себе, и она стала полувоспитанница-полугорничная. Когда ей минуло шестнадцать лет, к её барышням приехал их племянник-студент, богатый князь, невинный еще юноша, и Катюша, не смея ни ему, ни даже себе признаться в этом, влюбилась в него. Через несколько лет этот же племянник, только что произведенный в офицеры и уже развращенный военной службой, заехал по дороге на войну к тетушкам, пробыл у них четыре дня и накануне своего отъезда соблазнил Катюшу и, сунув ей в последний день сторублевую бумажку, уехал. Через пять месяцев после его отъезда она узнала наверное, что беременна. Она наговорила барышням грубостей, в которых сама потом раскаивалась, и попросила расчета, и барышни, недовольные ею, её отпустили. Она поселилась у деревенской вдовы-повитухи, торговавшей вином. Роды были легкие. Но повитуха, принимавшая в деревне роды у больной женщины, заразила Катюшу родильной горячкой, и ребенка, мальчика, отправили в воспитательный дом, где он тотчас по приезде умер. Через некоторое время Маслову, уже сменившую нескольких покровителей, разыскала сыщица, поставляющая девушек для дома терпимости, и с Катюшиного согласия отвезла её в знаменитый дом Китаевой. На седьмом году её пребывания в доме терпимости её посадили в острог и теперь ведут на суд вместе с убийцами и воровками.
В это самое время
князь Дмитрий Иванович Нехлюдов, тот самый племянник тех самых тетушек-помещиц, лежа утром
в постели, вспоминает вчерашний вечер у богатых и знаменитых Корчагиных, на дочери
которых, как предполагалось всеми, он должен жениться. А чуть позже, напившись кофию, лихо
подкатывает к подъезду суда, и уже в качестве присяжного заседателя, надев пенсне,
разглядывает подсудимых, обвиняющихся в отравлении купца с целью похищения бывших при нем
денег. «Не может быть», — говорит себе Нехлюдов. Эти два черные женские глаза,
смотревшие на него, напоминают ему
Стыдно и гадко Нехлюдову, когда он возвращается домой после визита к своей богатой невесте Мисси Корчагиной (Мисси очень хочется замуж, а Нехлюдов — хорошая партия), и в воображении его с необыкновенной живостью возникает арестантка с черными косящими глазами. Как она заплакала при последнем слове подсудимых! Женитьба на Мисси, казавшаяся недавно столь близкой и неизбежной, представляется ему теперь совершенно невозможной. Он молится, просит Бога помочь, и Бог, живший в нем, просыпается в его сознании. Все самое лучшее, что только способен сделать человек, он чувствует себя способным сделать, а мысль, чтобы ради нравственного удовлетворения пожертвовать всем и даже жениться на Масловой, особенно умиляет его. Нехлюдов добивается свидания с Катюшей. «Я пришел затем, чтобы просить у тебя прощения, — выпаливает он без интонации, как заученный урок. — Я хоть теперь хочу искупить свой грех». «Нечего искупать; что было, то прошло», — удивляется Катюша. Нехлюдов ожидает, что, увидав его, узнав его намерение служить ей и его раскаяние, Катюша обрадуется и умилится, но, к ужасу своему, он видит, что Катюши нет, а есть одна проститутка Маслова. Его удивляет и ужасает, что Маслова не только не стыдится своего положения проститутки (положение арестантки как раз кажется ей постыдным), но и гордится им как деятельностью важной и полезной, раз в её услугах нуждается столько мужчин. В другой раз придя к ней в тюрьму и застав её пьяной, Нехлюдов объявляет ей, что, вопреки всему, чувствует себя обязанным перед Богом жениться на ней, чтобы искупить свою вину не только словами, а делом. «Вот вы бы тогда помнили Бога, — кричит Катюша. — Я каторжная, а вы барин, князь, и нечего тебе со мной мараться. Что вы жениться хотите — не будет этого никогда. Повешусь скорее. Ты мной в этой жизни услаждался, мной же хочешь и на том свете спастись! Противен ты мне, и очки твои, и жирная, поганая вся рожа твоя».
Однако Нехлюдов, полный
решимости служить ей, вступает на путь хлопот за её помилование и исправление судебной
ошибки, допущенной при его, как присяжного, попустительстве, и даже отказывается быть присяжным
заседателем, считая теперь всякий суд делом бесполезным и безнравственным. Проходя всякий раз
по широким коридорам тюрьмы, Нехлюдов испытывает странные чувства — и сострадания
к тем людям, которые сидели, и ужаса и недоумения перед теми, кто посадил и держит
их тут, и
Нехлюдов намеревается ехать
в Петербург, где дело Масловой будет слушаться в сенате, а в случае неудачи в сенате
подать прошение на высочайшее имя, как советовал адвокат. В случае оставления жалобы без
последствий надо будет готовиться к поездке за Масловой в Сибирь, поэтому Нехлюдов
отправляется по своим деревням, чтобы урегулировать свои отношения с мужиками. Отношения
эти были не живое рабство, отмененное в 1861 г., не рабство определенных лиц хозяину,
но общее рабство всех безземельных или малоземельных крестьян большим землевладельцам,
и мало того, что Нехлюдов знает это, он знает и то, что это несправедливо и жестоко,
и, еще будучи студентом, отдает отцовскую землю крестьянам, считая владение землею таким
же грехом, каким было ранее владение крепостными. Но смерть матери, наследство
и необходимость распоряжаться своим имуществом, то есть землею, опять поднимают для него
вопрос о его отношении к земельной собственности. Он решает, что, хотя ему предстоит
поездка в Сибирь и трудное отношение с миром острогов, для которого необходимы деньги,
он
После поездки в деревню Нехлюдов всем существом чувствует
отвращение к той своей среде, в которой он жил до сих пор, к той среде, где так
старательно скрыты были страдания, несомые миллионам людей для обеспечения удобств
и удовольствий малого числа людей. В Петербурге же у Нехлюдова появляется сразу
несколько дел, за которые он берется, ближе познакомившись с миром заключенных. Кроме
кассационного прошения Масловой в сенате появляются еще хлопоты за некоторых политических,
а также дело сектантов, ссылающихся на Кавказ за то, что они не должным образом
читали и толковали Евангелие. После многих визитов к нужным и ненужным людям Нехлюдов
просыпается однажды утром в Петербурге с чувством, что он делает
Партия,
с которой идет Маслова, прошла уже около пяти тысяч верст. До Перми Маслова идет
с уголовными, но Нехлюдову удается добиться её перемещения к политическим, которые идут
той же партией. Не говоря уже о том, что политические лучше помешаются, лучше питаются,
подвергаются меньшим грубостям, перевод Катюши к политическим улучшает её положение тем, что
прекращаются приставания мужчин и можно жить без того, чтобы всякую минуту ей напоминали
о том её прошедшем, которое она теперь хочет забыть. С нею идут пешком двое политических:
хорошая женщина Марья Щетинина и ссылавшийся в Якутскую область некто Владимир
монсон. После развратной, роскошной и изнеженной жизни последних лет в городе и последних месяцев в остроге нынешняя жизнь с политическими, несмотря на всю тяжесть условий, кажется Катюше хорошей. Переходы от двадцати до тридцати верст пешком при хорошей пище, дневном отдыхе после двух дней ходьбы укрепляют её физически, а общение с новыми товарищами открывает ей такие интересы в жизни, о которых она не имела никакого понятия. Таких чудесных людей она не только не знала, но и не могла себе представить. «Вот плакала, что меня присудили, — говорит она. — Да век должна благодарить. То узнала, чего во всю жизнь не узнала бы». Владимир Симонсон любит Катюшу, которая женским чутьем очень скоро догадывается об этом, и сознание, что она может возбудить любовь в таком необыкновенном человеке, поднимает её в собственном мнении, и это заставляет её стараться быть такой хорошей, какой она только может быть. Нехлюдов предлагает ей брак по великодушию, а Симонсон любит её такою, какая она есть теперь, и любит просто потому, что любит, и, когда Нехлюдов приносит ей долгожданную весть о выхлопотанном помиловании, она говорит, что будет там, где Владимир Иванович Симонсон.
Чувствуя необходимость остаться одному, чтобы обдумать все случившееся, Нехлюдов приезжает в местную гостиницу и, не ложась спать, долго ходит взад и вперед по номеру. Дело его с Катюшей кончено, он не нужен ей, и это стыдно и грустно, но не это мучает его. Все то общественное зло, которое он видел и узнал за последнее время и особенно в тюрьме, мучает его и требует какой-нибудь деятельности, но не видится никакой возможности не то что победить зло, но даже понять, как победить его. Устав ходить и думать, он садится на диван и машинально открывает данное ему на память одним проезжим англичанином Евангелие. «Говорят, там разрешение всего», — думает он и начинает читать там, где открылось, а открылась восемнадцатая глава от Матфея. С этой ночи начинается для Нехлюдова совсем новая жизнь. Чем кончится для него этот новый период жизни, мы уже никогда не узнаем, потому что Лев Толстой об этом не рассказал.