«Утренняя заря только что начинает окрашивать небосклон
над
В госпитале раненые солдаты рассказывают о своих впечатлениях: тот, кто потерял ногу, не помнит боли, потому что не думал о ней; в женщину, относившую на бастион мужу обед, попал снаряд, и ей отрезали ногу выше колена. В отдельном помещении делают перевязки и операции. Раненые, ожидающие своей очереди на операцию, в ужасе видят, как доктора ампутируют их товарищам руки и ноги, а фельдшер равнодушно бросает отрезанные части тел в угол. Здесь можно видеть «ужасные, потрясающие душу зрелища… войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знамёнами и гарцующими генералами, а… войну в настоящем её выражении — в крови, в страданиях, в смерти…». Молоденький офицер, воевавший на четвертом, самом опасном бастионе, жалуется не на обилие бомб и снарядов, падающих на головы защитников бастиона, а на грязь. Это его защитная реакция на опасность; он ведёт себя слишком смело, развязно и непринуждённо.
По пути на четвёртый бастион всё реже встречаются невоенные
люди, и всё чаще попадаются носилки с ранеными. Собственно на бастионе
Офицер вспоминает, как бомба попала в матросскую землянку
и положила одиннадцать человек. В лицах, осанке, движениях защитников бастиона видны
«главные черты, составляющие силу русского, — простоты и упрямства; но здесь
на каждом лице кажется вам, что опасность, злоба и страдания войны, кроме этих главных
признаков, проложили ещё следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувства…
Чувство злобы, мщения врагу… таится в душе каждого». Когда ядро летит прямо
на человека, его не покидает чувство наслаждения и вместе с тем страха, а затем
он уже сам ожидает, чтобы бомба взорвалась поближе, потому что «есть особая прелесть»
в подобной игре со смертью. «Главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли, — это
убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь,
но поколебать где бы то ни было силу русского народа…
Проходит полгода с момента начала боевых
действий в Севастополе. «Тысячи людских самолюбий успели оскорбиться, тысячи успели
удовлетвориться, надуться, тысячи — успокоиться в объятиях смерти» Наиболее
справедливым представляется решение конфликта оригинальным путем; если бы сразились двое
солдат (по одному от каждой армии), и победа бы осталась за той стороной, чей солдат
выйдет победителем. Такое решение логично, потому что лучше сражаться один на один, чем сто
тридцать тысяч против ста тридцати тысяч. Вообще война нелогична, с точки зрения Толстого:
«одно из двух: или война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они
совсем не разумные создания, как у нас
В осаждённом
Севастополе по бульварам ходят военные. Среди них — пехотный офицер (
Михайлов мечтает о повышении. Он встречает на бульваре капитана Обжогова и прапорщика Сусликова, служащих его полка, и они пожимают ему руку, но ему хочется иметь дело не с ними, а с «аристократами» — для этого он и гуляет по бульвару. «А так как в осажденном городе Севастополе людей много, следовательно, и тщеславия много, то есть и аристократы, несмотря на то, что ежеминутно висит смерть над головой каждого аристократа и неаристократа… Тщеславие! Должно быть, оно есть характеристическая черта и особенная болезнь нашего века… Отчего в наш век есть только три рода людей: одних — принимающих начало тщеславия как факт необходимо существующий, поэтому справедливый, и свободно подчиняющихся ему; других — принимающих его как несчастное, но непреодолимое условие, и третьих — бессознательно, рабски действующих под его влиянием…»
Михайлов дважды нерешительно проходит мимо кружка «аристократов»
и, наконец, отваживается подойти и поздороваться (прежде он боялся подойти к ним оттого,
что они могли вовсе не удостоить его ответом на приветствие и тем самым уколоть его
больное самолюбие). «Аристократы» — это адъютант Калугин, князь Гальцин, подполковник
Нефердов и ротмистр Праскухин. По отношению к подошедшему Михайлову они ведут себя
достаточно высокомерно; например, Гальцин берет его под руку и немного прогуливается
Вернувшись домой, Михайлов вспоминает, что вызвался идти наутро вместо заболевшего офицера на бастион. Он чувствует, что его убьют, а если не убьют, то уж наверняка наградят. Михайлов утешает себя, что он поступил честно, что идти на бастион — его долг. По дороге он гадает, в какое место его могут ранить — в ногу, в живот или в голову.
Тем временем «аристократы» пьют чай у Калугина в красиво обставленной квартире, играют на фортепиано, вспоминают петербургских знакомых. При этом они ведут себя вовсе не так неестественно, важно и напыщенно, как делали на бульваре, демонстрируя окружающим свой «аристократизм». Входит пехотный офицер с важным поручением к генералу, но «аристократы» тут же принимают прежний «надутый» вид и притворяются, что вовсе не замечают вошедшего. Лишь проводив курьера к генералу, Калугин проникается ответственностью момента, объявляет товарищам, что предстоит «жаркое» дело.
Гальцин спрашивает, не пойти ли ему на вылазку, зная, что никуда не пойдет, потому что боится, а Калугин принимается отговаривать Гальцина, тоже зная, что тот никуда не пойдет. Гальцин выходит на улицу и начинает бесцельно ходить взад и вперед, не забывая спрашивать проходящих мимо раненых, как идет сражение, и ругать их за то, что они отступают. Калугин, отправившись на бастион, не забывает попутно демонстрировать всем свою храбрость: не нагибается при свисте пуль, принимает лихую позу верхом. Его неприятно поражает «трусость» командира батареи, о храбрости которого ходят легенды.
Не желая напрасно рисковать, полгода проведший на бастионе командир батареи в ответ на требование Калугина осмотреть бастион отправляет Калугина к орудиям вместе с молоденьким офицером. Генерал отдает приказ Праскухину уведомить батальон Михайлова о передислокации. Тот успешно доставляет приказ. В темноте под обстрелом противника батальон начинает движение. При этом Михайлов и Праскухин, идя бок о бок, думают только о том, какое впечатление они производят друг на друга. Они встречают Калугина, который, не желая лишний раз «себя подвергать», узнает о ситуации на бастионе от Михайлова и поворачивает обратно. Рядом с ними взрывается бомба, погибает Праскухин, а Михайлов ранен в голову. Он отказывается идти на перевязочный пункт, потому что его долг — быть вместе с ротой, а кроме того, за рану ему положена награда. Ещё он считает, что его долг — забрать раненого Праскухина или же удостовериться, что тот мертв. Михайлов под огнем ползет обратно, убеждается в гибели Праскухина и со спокойной совестью возвращается.
«Сотни свежих окровавленных тел
людей, за два часа тому назад полных разнообразных высоких и мелких надежд и желаний,
с окоченелыми членами, лежали на росистой цветущей долине, отделяющей бастион от траншеи,
и на ровном полу часовни Мертвых в Севастополе; сотни людей — с проклятиями
и молитвами на пересохших устах — ползали, ворочались и стонали, — одни между
трупами на цветущей долине, другие на носилках, на койках и на окровавленном полу
перевязочного пункта; а всё
На другой день «аристократы» и прочие военные прогуливаются по бульвару и наперебой рассказывают о вчерашнем «деле», но так, что в основном излагают «то участие, которое принимал, и храбрость, которую выказал рассказывающий в деле». «Всякий из них маленький Наполеон, маленький изверг и сейчас готов затеять сражение, убить человек сотню для того только, чтобы получить лишнюю звездочку или треть жалованья».
Между русскими
и французами объявлено перемирие, простые солдаты свободно общаются друг с другом
и, кажется, не испытывают по отношению к противнику никакой вражды. Молодой
кавалерийский офицер просто рад возможности поболтать
«Тысячи людей толпятся, смотрят, говорят и улыбаются друг другу. И эти люди — христиане, исповедующие один великий закон любви и самоотвержения, глядя на то, что они сделали, не упадут с раскаянием вдруг на колени перед тем, кто, дав им жизнь, вложил в душу каждого, вместе с страхом смерти, любовь к добру и прекрасному, и со слезами радости и счастия не обнимутся как братья? Нет! Белые тряпки спрятаны — и снова свистят орудия смерти и страданий, снова льется чистая невинная кровь и слышатся стоны и проклятия… Где выражение зла, которого должно избегать? Где выражение добра, которому должно подражать в этой повести? Кто злодей, кто герой её? Все хороши и все дурны… Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, — правда»
Из госпиталя на позиции возвращается поручик Михаил Козельцов, уважаемый офицер, независимый в своих суждениях и в своих поступках, неглупый, во многом талантливый, умелый составитель казенных бумаг и способный рассказчик. «У него было одно из тех самолюбии, которое до такой степени слилось с жизнью и которое чаще всего развивается в одних мужских, и особенно военных кружках, что он не понимал другого выбора, как первенствовать или уничтожиться, и что самолюбие было двигателем даже его внутренних побуждений».
На станции скопилось множество
проезжающих: нет лошадей. У некоторых офицеров, направляющихся в Севастополь, нет даже
подъемных денег, и они не знают, на какие средства продолжить путь. Среди ожидающих
оказывается и брат Козельцова, Володя. Вопреки семейным планам Володя за незначительные
проступки вышел не в гвардию, а был направлен (по его собственному желанию)
в действующую армию. Ему, как всякому молодому офицеру, очень хочется «сражаться
за Отечество», а заодно и послужить
Володя —
красивый юноша, он и робеет перед братом, и гордится им. Старший Козельцов предлагает
брату немедленно ехать вместе с ним в Севастополь. Володя как будто смущается; ему уже
не очень хочется на войну, а, кроме того, он, сидя на станции, успел проиграть восемь
рублей. Козельцов из последних денег оплачивает долг брата, и они трогаются в путь.
По дороге Володя мечтает о героических подвигах, которые он непременно совершит
на войне вместе с братом, о своей красивой гибели и предсмертных упреках всем прочим
за то, что те не умели при жизни оценить «истинно любивших Отечество»,
По прибытии братья отправляются в балаган обозного офицера, который пересчитывает кучу денег для нового полкового командира, обзаводящегося «хозяйством». Никто не понимает, что заставило Володю бросить спокойное насиженное место в далеком тылу и приехать без всякой для себя выгоды в воюющий Севастополь. Батарея, к которой прикомандирован Володя, стоит на Корабельной, и оба брата отправляются ночевать к Михаилу на пятый бастион. Перед этим они навещают товарища Козельцова в госпитале. Он так плох, что не сразу узнает Михаила, ждет скорой смерти как избавления от страданий.
Выйдя
из госпиталя, братья решают разойтись, и в сопровождении денщика Михаила Володя уходит
в свою батарею. Батарейный командир предлагает Володе переночевать на койке
Тем
временем
На другой день бомбардировка продолжается с новой
силой. Володя начинает входить в круг артиллерийских офицеров; видна взаимная симпатия
их друг к другу. Особенно Володя нравится юнкеру Влангу, который всячески предугадывает
любые желания нового прапорщика. С позиций возвращается добрый
На обеде у командира батареи всем интересно, разговоры не умолкают несмотря на то, что меню весьма скромное. Приходит конверт от начальника артиллерии; требуется офицер с прислугой на мортирную батарею на Малахов курган. Это опасное место; никто сам не вызывается идти. Один из офицеров указывает на Володю и, после небольшой дискуссии, он соглашается отправиться «обстреляться» Вместе с Володей направляют Вланга. Володя принимается за изучение «Руководства» по артиллерийской стрельбе. Однако по прибытии на батарею все «тыловые» знания оказываются ненужными: стрельба ведется беспорядочно, ни одно ядро по весу даже не напоминает упомянутые в «Руководстве», нет рабочих, чтобы починить разбитые орудия. К тому же ранят двух солдат его команды, а сам Володя неоднократно оказывается на волосок от гибели.
Вланг очень сильно напуган;
он уже не в состоянии скрыть это и думает исключительно о спасении собственной жизни
любой ценой. Володе же «жутко немножко и весело». В блиндаже Володи отсиживаются
и его солдаты. Он с интересом общается с Мельниковым, который не боится бомб, будучи
уверен, что умрет другой смертью. Освоившись с новым командиром, солдаты начинают при Володе
обсуждать, как придут к ним на помощь союзники под командованием князя Константина, как
обеим воюющим сторонам дадут отдых на две недели, а за каждый выстрел тогда будут брать
штраф, как на войне месяц службы станут считать за год
Несмотря на мольбы Вланга, Володя выходит из блиндажа на свежий воздух и сидит до утра с Мельниковым на пороге, пока вокруг падают бомбы и свистят пули. Но поутру уже батарея и орудия приведены в порядок, а Володя начисто забывает об опасности; он только радуется, что хорошо исполняет свои обязанности, что не показывает трусости, а наоборот, считается храбрым.
Начинается французский штурм. Полусонный Козельцов выскакивает к роте, спросонья больше всего озабоченный тем, чтобы его не посчитали за труса. Он выхватывает свою маленькую сабельку и впереди всех бежит на врага, криком воодушевляя солдат. Его ранят в грудь. Очнувшись, Козельцов видит, как доктор осматривает его рану, вытирает пальцы о его пальто и подсылает к нему священника. Козельцов спрашивает, выбиты ли французы; священник, не желая огорчать умирающего, говорит, что победа осталась за русскими. Козельцов счастлив; «он с чрезвычайно отрадным чувством самодовольства подумал, что он хорошо исполнил свой долг, что в первый раз за всю свою службу он поступил так хорошо, как только можно было, и ни в чем не может упрекнуть себя». Он умирает с последней мыслью о брате, и ему Козельцов желает такого же счастья.
Известие о штурме застает Володю в блиндаже. «Не столько вид спокойствия солдат, сколько жалкой, нескрываемой трусости юнкера возбудил его». Не желая быть похожим на Вланга, Володя командует легко, даже весело, но вскоре слышит, что французы обходят их. Он видит совсем близко вражеских солдат, его это так поражает, что он застывает на месте и упускает момент, когда ещё можно спастись. Рядом с ним от пулевого ранения погибает Мельников. Вланг пытается отстреляться, зовет Володю бежать за ним, но, прыгнув в траншею, видит, что Володя уже мертв, а на том месте, где он только что стоял, находятся французы и стреляют по русским. Над Малаховым курганом развевается французское знамя.
Вланг с батареей на пароходе прибывает в более
безопасную часть города. Он горько оплакивает павшего Володю; к которому