Герои романа большей частью не названы по именам. Среди слушателей рассказа Путешественника — Психолог, Очень молодой человек, Провинциальный мэр, Доктор и другие. Они присутствуют при возвращении Путешественника из будущего, который предстает перед своими гостями не в лучшем виде: хромает, одежда его испачкана, машина погнута. Да и немудрено — за истекшие три часа он прожил восемь дней. И они были полны приключений.
Отправляясь в путь, Путешественник надеялся попасть в Золотой век.
И действительно, перед ним промелькнули тысячелетия расцвета человечества. Но именно
промелькнули. Машина остановилась в момент упадка. От прошлого остались полуразрушенные
дворцы, превосходные, культивируемые веками растения, сочные фрукты. Одна беда —
человечество, каким мы сегодня себе его представляем, совершенно исчезло. Ничего не осталось
от прежнего мира. Его населяют прелестные «элои», подземный мир — звероподобные
«морлоки». Элои и правда прелестны. Они красивы, добры, веселы. Но эти наследники
правящих классов в умственном отношении совершенно выродились. Они не знают грамоты,
не имеют ни малейшего представления о законах природы и, хотя дружно веселятся,
не способны ни при каких обстоятельствах помочь друг Другу. Угнетенные классы переместились
под землю, где работают
Впрочем, все это открывается Путешественнику далеко не сразу. Его появлению в 802801 г. предшествовало само путешествие, в ходе которого годы сливались в тысячелетия, перемещались созвездия, солнце описывало непрерывный видимый круг.
Хрупкие,
нежизнеспособные, но
К тому
же на Путешественника уже на второй день обрушивается удар. Он с ужасом
обнаруживает, что машина времени
Это тоже дается не просто.
Когда Путешественник только приземлился
в новом для него мире, он обратил внимание на колоссальную фигуру Белого сфинкса, стоящую
на высоком бронзовом постаменте. Не спрятана ли там его машина? Он начинает бить
по сфинксу кулаками и слышит
Для этого надо обзавестись подходящим орудием. Где его взять?
Может быть, в заброшенном музее
Впрочем, поход в музей оказался в известном смысле слова напрасным. Когда Путешественник, держа в руках свою палицу, приблизился к Белому сфинксу, он обнаружил, что бронзовые двери постамента открыты и обе половинки задвинуты в специальные пазы. В глубине стоит машина времени, которой морлоки не смогли воспользоваться еще и потому, что Путешественник предусмотрительно в самом начале отвинтил рычаги. Конечно, в любом случае это была ловушка. Однако никакие преграды не могли помешать Путешественнику переместиться во времени. Он усаживается в седло, закрепляет рычаги и исчезает из этого полного опасностей мира.
Однако впереди его ждут новые испытания. Когда машина, в первый раз
затормозив, опрокинулась набок, седло сдвинулось и Путешественник повернул рычаги
не в ту сторону. Вместо того чтобы вернуться домой, он понесся в еще более далекое
будущее, в котором сбываются прогнозы о переменах в Солнечной системе, медленном угасании
любых форм жизни на Земле и полном исчезновении человечества. В
Само собой понятно, что в рассказ Путешественника верят с трудом. И он решает, захватив фотоаппарат, еще раз «пробежаться» по тысячелетиям. Но эта новая попытка кончается катастрофой. Ее предвещает звон разбитого стекла. Путешественник больше не возвращается. Но кончается роман фразой, полной просветления: «Даже в то время, когда исчезают сила и ум человека, благодарность и нежность продолжают жить в сердцах».