Опытным полем, на котором развертывается парадоксальное и противоречивое течение одной
человеческой жизни — жизни неимущего американца в Париже рубежа
С Генри, героем книги, мы впервые сталкиваемся в дешевых меблирашках
на Монпарнасе на исходе второго года его жизни в Европе, куда его привело непреодолимое
отвращение к регламентированно-деловому, проникнутому духом бескрылого практицизма
и наживы образу жизни соотечественников. Не сумев прижиться в мелкобуржуазном кругу
бруклинских иммигрантов, из семьи которых он родом, «Джо» (как называют его иные
из теперешних приятелей) стал добровольным изгоем из своего погрязшего в материальных
заботах отечества. С Америкой его связывает лишь память о вернувшейся на родину бывшей
жене Моне да постоянная мысль о денежном переводе
Герой-повествователь — типичное «перекати-поле»; из бесчисленных житейских передряг, складывающихся в цепь осколков-фрагментов, его неизменно выручает интуитивный здравый смысл и приправленная порядочной дозой цинизма неистребимая тяга к жизни. Он ничуть не лукавит, признаваясь самому себе: «Я здоров. Неизлечимо здоров. Ни печалей, ни сожалений. Ни прошлого, ни будущего. Для меня довольно и настоящего».
Париж, «точно огромный заразный больной, разбросавшийся на постели […] Красивые улицы выглядят не так отвратительно только потому, что из них выкачан гной». Но Генри/Джо обитает в естественном для него окружении шлюх, сутенеров, обитателей борделей, авантюристов всех мастей… Он с легкостью вписывается в жизнь парижского «дна», во всей его натуралистической неприглядности. Но мощное духовное начало, тяга к творчеству парадоксально сосуществуют в натуре Генри/Джо с инстинктивным гласом утробы, превращая шокирующий физиологичностью деталей рассказ о теневой стороне бытия в феерическую полифонию возвышенного и земного.
Презирающий отечество как образцовую цитадель вульгарной буржуазности, не питающий ни малейших иллюзий относительно перспектив всей современной цивилизации, он движим честолюбивым стремлением создать книгу — «затяжное оскорбление, плевок в морду Искусству, пинок под зад Богу, Человеку, Судьбе, Времени, Любви, Красоте…» — и в процессе этого на каждом шагу сталкивается с неизбывной прочностью накопленной человечеством за века Культуры. И Спутники, к которым прибивает Генри/Джо полуголодное существование, — тщетно взыскующие признания литераторы Карл, Борис, Ван Норден, драматург Сильвестр, живописцы Крюгер, Марк Свифт и другие — так или иначе оказываются перед лицом этой дилеммы.
В хаосе пораженного раковой опухолью отчуждения существования неисчислимого
множества одиночек, когда единственным прибежищем персонажа оказываются парижские улицы, каждое
случайное столкновение — с товарищем по несчастью, собутыльником или
проституткой — способно развернуться в «хэппенинг» с непредсказуемыми
последствиями. Изгнанный с «Виллы Боргезе» в связи с появлением экономки Эльзы
Генри/Джо находит кров и стол в доме драматурга Сильвестра и его подруги Тани; затем
обретает пристанище в доме промышляющего торговлей жемчугом индуса; неожиданно получает место
корректора в американской газете, которое спустя несколько месяцев по прихоти случая
теряет; потом, пресытившись обществом своего помешанного на сексе приятеля Ван Нордена и его
вечно пьяной сожительницы Маши (по слухам — русской княгини), на некоторое время
становится преподавателем английского в лицее в Дижоне, чтобы в конце концов весною
следующего года снова оказаться без гроша в кармане на парижских улицах, в еще более
глубокой убежденности в том, что мир катится в тартарары, что он — не более чем
«серая пустыня, ковер из стали и цемента», в котором, однако, находится место для
нетленной красоты церкви
Стряхнувший, как ему кажется, с себя гнетущее ярмо принадлежности к зиждущейся на неправедных основах буржуазной цивилизации Генри/Джон не ведает путей и возможностей разрешить противоречие между охваченным лихорадкой энтропии обществом и вечной природой, между бескрылым существованием погрязших в мелочной суете современников и вновь и вновь воспаряющим над унылым горизонтом повседневности духом творчества. Однако в страстной исповедальности растянувшейся на множество томов автобиографии Г. Миллера (за «Тропиком Рака» последовали «Черная весна» (1936) и «Тропик Козерога» (1939), затем вторая романная трилогия и полтора десятка эссеистических книг) запечатлелись столь существенные приметы и особенности человеческого удела в нашем бурном и драматичном веке, что у эксцентричного американца, стоявшего у истоков авангардистских исканий литературы современного Запада, и сегодня немало учеников и последователей. И еще больше — читателей.