Трудно представить себе, что еще год назад мы не знали имени Солженицына. Заурядность располагает к благодушию оценок, но тот, кто поразил нас при первом своем появлении, не может рассчитывать на снисходительность. Повесть «Один день Ивана Денисовича» эталон деятельности Солженицына художника. Это редкий случай в литературе, когда выход в свет художественного произведения стал событием общественно-политическим. Н. С. Хрущев дал высокую оценку этой повести. Сам факт появления повести был воспринят людьми как подтверждение воли партии навсегда покончить с произволом. Другие считали Солженицын — Иван Денисович одно лицо. Солженицын делает так, что мы видим и узнаем жизнь зэка не со стороны, а изнутри, «от него». О том, что этот день для героя был «почти счастливым», автор говорит серьезно. В повести точно обозначено время действия- январь 1951 года. Есть два способа критики: нормативный (у критика до знакомства с произведением готовы понятия обо всем, критик накладывает готовые мерки), аналитический (подход к произведению как к отражению живой жизни). Отношение критики к повести сложилось не просто.
В лагере Солженицына интересовал не только лагерь — его интересовали
люди и эпоха. Герой повести «рядовой» человек и появление такого героя —
свидетельство демократизации литературы после XX съезда партии. Лишняя пайка первое условие
внутренней самостоятельности. У Ивана Денисовича руки рабочего человека, а глаз мастера,
повадка мастера, он бережно относится к инструменту. Это не только крестьянский
бережливый разум, но и гордость рабочего человека у которого есть творческое начало.
ШУХОВ НИ НА КОГО НЕ СТАНЕТ ПЕРЕКЛАДЫВАТЬ СВОЮ НОШУ. После Шухова бригада — второй
главный герой повести. Она как одна большая семья. В Иване Денисовиче с его народным
отношением к людям и труду заложена такая жизнеутверждающая сила, которая не оставляет
места опустошенности и безверию. Итак, с одной стороны — «простой люд», с другой
«переживающие интеллигенты». Отношение Шухова к придуркам, точно так же как его
недоумение по поводу легкого промысла красилей, имеет в своей основе народное отношение
к труду и моральному долгу совместно работающих людей друг перед другом. Разные были лагеря,
разные люди в них сидели, и