Действие этого романа-антиутопии происходит в вымышленном Мировом Государстве. Идет
Стандартизация общества — главное в Мировом Государстве. «Общность,
Одинаковость, Стабильность» — вот девиз планеты. В этом мире все подчинено
целесообразности во благо цивилизации. Детям во сне внушают истины, которые записываются
у них в подсознании. И взрослый человек, сталкиваясь с любой проблемой, тотчас
вспоминает
-Бернард Маркс — представитель высшего класса, альфа-плюсовик. Но он отличается от своих собратьев. Чересчур задумчив, меланхоличен, даже романтичен. Хил, тщедушен и не любит спортивных игр. Ходят слухи, что ему в инкубаторе для зародышей случайно впрыснули спирт вместо кровезаменителя, поэтому он и получился таким странным.
Линайна Краун — девушка-бета. Она хорошенькая, стройная, сексуальная (про таких
говорят «пневматичная»), Бернард ей приятен, хотя многое в его поведении
ей непонятно. Например, её смешит, что он смущается, когда она в присутствии других
обсуждает с ним планы их предстоящей увеселительной поездки. Но поехать с ним
в
Бернард и Линайна отправляются в заповедник, туда,
где дикие люди живут так, как жило все человечество до Эры Форда. Они не вкусили благ
цивилизации, они рождаются от настоящих родителей, любят, страдают, надеются. В индейском
селении Мальпараисо Бертран и Линайна встречают странного дикаря — он непохож
на других индейцев, белокур и говорит на английском — правда, на
Оказалось, что много лет назад молодой человек Томас
и девушка Линда поехали на экскурсию в заповедник. Началась гроза. Томас сумел вернуться
назад — в цивилизованный мир, а девушку не нашли и решили, что она погибла.
Но девушка выжила и оказалась в индейском поселке. Там она и родила ребенка,
а забеременела она еще в цивилизованном мире. Поэтому и не хотела возвращаться назад,
ведь нет позора страшнее, чем стать матерью. В поселке она пристрастилась к мескалю,
индейской водке, потому что у нее не было сомы, которая помогает забывать все проблемы;
индейцы её презирали — она, по их понятиям, вела себя развратно и легко сходилась
с мужчинами, ведь её учили, что совокупление, или,
Бертран решает привезти Джона и Линду в Заоградныи мир. Линда всем внушает отвращение и ужас, а Джон, или Дикарь, как стали его называть, становится модной диковиной. Бертрану поручают знакомить Дикаря с благами цивилизации, которые его не поражают. Он постоянно цитирует Шекспира, который рассказывает о вещах более удивительных. Но он влюбляется в Линайну и видит в ней прекрасную Джульетту. Линайне льстит внимание Дикаря, но она никак не может понять, почему, когда она предлагает ему заняться «взаимопользованием», он приходит в ярость и называет её блудницей.
Бросить вызов цивилизации Дикарь решается после того, как видит умирающую в больнице Линду. Для него это — трагедия, но в цивилизованном мире к смерти относятся спокойно, как к естественному физиологическому процессу. Дeтeй c сaмoгo рaннeгo вoзpaстa водят в палаты к умирающим на экскурсии, развлекают их там, кормят сладостями — все для того, чтобы ребенок не боялся смерти и не видел в ней страдания. После смерти Линды Дикарь приходит к пункту раздачи сомы и начинает яростно убеждать всех отказаться от наркотика, который затуманивает им мозги. Панику едва удается остановить, напустив на очередь пары сомы. А Дикаря, Бертрана и его друга Гельмгольца вызывают к одному из десяти Главноуправителей, его фордейшеотпу Мустафе Монду.
Он и разъясняет Дикарю, что в новом мире пожертвовали искусством, подлинной наукой, страстями ради того, чтобы создать стабильное и благополучное общество. Мустафа Монд рассказывает о том, что в юности он сам слишком увлекся наукой, и тогда ему предложили выбор между ссылкой на далекий остров, где собирают всех инакомыслящих, и должностью Главноуправителя. Он выбрал второе и встал на защиту стабильности и порядка, хотя сам прекрасно понимает, чему он служит. «Не хочу я удобств, — отвечает Дикарь. — Я хочу Бога, поэзию, настоящую опасность, хочу свободу, и добро, и грех». Гельмгольцу Мустафа тоже предлагает ссылку, добавляя, правда, при этом, что на островах собираются самые интересные люди на свете, те, кого не удовлетворяет правоверность, те, у кого есть самостоятельные взгляды. Дикарь тоже просится на остров, но его Мустафа Монд не отпускает, объясняя это тем, что хочет продолжить эксперимент.
И тогда Дикарь сам уходит от цивилизованного мира.
Он решает поселиться на старом заброшенном авиамаяке. На последние деньги он покупает
самое необходимое — одеяла, спички, гвозди, семена и намеревается жить вдали от мира,
выращивая свой хлеб и молясь — Иисусу ли, индейскому ли богу Пуконгу, своему
ли заветному хранителю орлу. Но
На следующий день пара молодых лондонцев приезжает к маяку, но, войдя внутрь, они видят, что Дикарь повесился.